При лечении бронхиальной астмы можно использовать специальные дыхательные упражнения. С их помощью можно снять легкие и средние по тяжести приступы бронхиальной астмы. Познакомимся с некоторыми приемами так называемой респираторной терапии по А. Н. Кокосову и В. С. Черемнову (1995), которые можно применять детям старшего возраста.
1. Абдоминальное дыхание. Активный выдох — втягивание передней брюшной стенки (живота), активный вдох — выпячивание ее.
2. Абдоминальное дыхание с пассивным вдохом. Активный выдох — втягивание живота, пассивный вдох — расслабление брюшного пресса.
3. Гиповентиляционное дыхание. Необходимо максимально расслабиться и дышать как можно более поверхностно, с чувством легкой нехватки воздуха (пациент не должен слышать своего дыхания).
4. Дыхание с задержкой после выдоха. После выдоха следует пауза на 3—7 секунд по счету про себя. В это время следует максимально расслабить все группы мышц.
5. Дополнительный выдох после задержки дыхания. После выдоха на 3—7 секунд делается пауза. Затем следует дополнительный активный выдох в результате втягивания живота.
6. Деление выдоха. Полный выдох совершается в несколько движений повторным (3—5 секунд) выдыханием небольших порций воздуха и короткими паузами (до 3 секунд).
7. Имитация вдоха. Техника выполнения такая же, как при абдоминальном дыхании. Во время задержки дыхания после выдоха живот полностью расслабляется.
8. «Частичное дыхание». Рекомендуется мысленно ограничить глубину вдоха на «длину носа», «до начала» (или «до верхней трети грудины»). Вначале дыхание учащают, затем урежают. Больному следует стремиться дышать бесшумно.
Перечисленные приемы респираторной терапии во время занятий можно комплектовать в один повторяющийся дыхательный цикл: пассивный вдох — задержка дыхания в состоянии имитации вдоха — дополнительный выдох. В процессе занятий задержку дыхания с 3—7 секунд можно постепенно увеличить до_14 секунд и более при условии удовлетворительной переносимости тренировок. В основное время тренировки должны выполняться те упражнения, которые наиболее удаются ребенку.
Больному, занимающемуся респираторной терапией, следует постоянно контролировать свое дыхание, добиваясь максимального расслабления различных мышечных групп (особенно поясничной области). Частый сухой, надсадный кашель необходимо сознательно подавлять.
Если это сделать не удается, следует попытаться разделить кашлевой толчок на 5—7 маленьких кашлевых толчков-двнжений (типа «кхе-кхе-кхе»), во время которых рот нужно закрывать (так называемый старческий кашель).
Только после этого нужно отхаркивать мокроту, если она вообще появляется. Ряд приемов можно выполнять незаметно для окружающих в условиях обычной жизни (в городском транспорте, общественных местах, а не только дома).
Тренировки по данной методике должны быть ежедневными. Через 1,5—3 месяца занятий время ежедневных тренировок с 2—3 часов укорачивается до 30—40 минут. Во время первых занятий обычно не удается долго поддерживать режим гиповентиляции, поэтому 5—7 - минутные упражнения должны чередоваться с 1—3 - минутным отдыхом, который, однако, не должен сопровождаться частым и глубоким дыханием, провоцирующим бронхоспазм. Противопоказаниями к занятиям по указанной методике являются тяжелое обострение бронхиальной астмы, наличие дыхательной или сердечной недостаточности, нарушений сердечного ритма.